Воспитательная работа
Воспитательная работа в школе – это взаимосвязанный процесс, который
создаётся педагогами, родителями, учащимися.
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна:
- это воспитание в процессе обучения;
- это воспитания в обществе и коллективе, семье и школе;
- это самовоспитание и перевоспитание;
- это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, творчества, общественной деятельности и самоуправления.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной
организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
Современный российский национальный воспитательный идеал —высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
- усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам,
ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися
общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской
идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы,
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Основные направления воспитания:
- гражданское
воспитание — формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России
как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям
гражданина России, правовой и политической культуры;
- патриотическое
воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу,
уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности;
- духовно-нравственное
воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов
России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти
предков;
- эстетическое
воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских
традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
- физическое
воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального
благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и
состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной
среде, чрезвычайных ситуациях;
- трудовое
воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном
труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;
- экологическое
воспитание — формирование экологической культуры, ответственного,
бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды;
- ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
В школе используются следующие виды воспитательной работы:
- различные формы работы на уроках, стимулирующих
интеллектуальную, творческую и социальную активность детей;
- обсуждение на уроках нравственных и
морально-этических аспектов изучаемого материала;
- акцент на роли личности в литературных
произведениях, исторических событиях, творчестве и т.п.;
- использование различных форм внеклассной работы,
способствующих воспитанию у детей чувства ответственности за себя и своих
товарищей, а также за результат своей работы;
- участие детей в различных межшкольных
соревнованиях и турнирах, воспитывающее чувство патриотизма по отношению к
своему учебному заведению;
- проведение праздников, конкурсов, соревнований;
- организация и участие детей в различных акциях.
Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:
- воспитательная работа в процессе обучения;
- внеурочная деятельность;
- внешкольная деятельность
Главным звеном воспитательной
системы школы является воспитательная система
класса.
В классных
коллективах упор делается на ежедневную индивидуальную работу с
учащимися, связь и преемственность школьного и семейного воспитания,
организуется жизнедеятельность детей, внеклассные мероприятия дополняют урочную
деятельность, повышают ее результативность.
В центре
воспитательной системы – ребенок (формирование ценностных ситуаций,
развитие его творческих способностей, формирование мотивации развития, создание
ситуации успеха, самореализация личности).