ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
основной образовательной программы основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Петрозаводского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Н.Г. Варламова»
(далее - МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова»)
на 2025 -2026 учебный год
1. Общие положения
Учебный план основного общего образования МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова»
на 2025-2026 учебный год сформирован с учетом образовательной программы, обеспечивающей
достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ,
установленных федеральными государственными образовательными стандартами,
в
соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 9.10.2024 № 704 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»
Приказ Министерства просвещения РФ от 16.11.2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 г. № 568 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»
Приказ Министерства просвещения РФ 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и
среднего общего образования"
Приказ Министерства просвещения РФ от 18.06.2025 № 467 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего
образования"
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.04.2024 г. № 119 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключѐнных
учебников»
Перечнем организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»,
утверждѐнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 (далее – СП 2.4.3648 - 20);
Санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утверждѐнными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее СанПин 1.2.3685-21);
Уставом МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова»;
Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Средняя школа N 8
имени Н.Г. Варламова», утвержденной приказом № 191 от 28.08.2025 года;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. N 03- 296
«Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного
стандарта общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. N 09- 3564
«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»
(Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации
дополнительных образовательных программ Минобрнауки РФ от 18.08.2017г N 09-1672»);
Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по основным образовательным программам»
(утверждено приказом N 212 от 30.08.2024, принята педагогическим советом школы протокол N
1 от 29.08.2024);
Рабочей программой воспитания (НОО, ООО, СОО), утверждѐнной приказом директора МОУ
«Средняя школа N 8 имени Н.Г. Варламова» № 191 от 28.08.2025 года
2. Организация учебного процесса
2.1. Реализуемые основные общеобразовательные программы
Учебный план является частью Образовательной программы основного общего
образования МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова».
МОУ «Средней школы № 8 имени Н.Г. Варламова» (согласно Лицензии на право ведения
образовательной деятельности, № 3122 от 25.09.2019 г., серия 10ЛО1 № 0007722) имеет право
образовательной деятельности по следующим уровням общего образования и подвидам
дополнительного образования (свидетельство о государственной аккредитации от 04.10.2019 г №
344, приложение от 04.10.2019 г. № 1)
Основные общеобразовательные программы
№
Уровень (ступень)
Направленность
Нормативный
п/п
образования
(наименование)
срок освоения
образователь
ной программы
1
Основное общее
5 лет
Основное общее
образование (V–IX кл.)
образование (V–IX
кл.)
Дополнительное образование
№
Подвиды
1
Дополнительное образование детей и взрослых
2.2. Режим функционирования
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных Постановлениями Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»», от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»», и предусматривает в V - IX
классах обучение в условиях пятидневной учебной недели. Организация обучения в
условиях пятидневной рабочей недели в V- IX классах осуществляется при
использовании учебной и внеурочной деятельности в соответствии с образовательной
программой МОУ «Средней школы № 8 имени Н.Г. Варламова».
Учебный год начинается 01.09.2025 года и заканчивается 31.08.2026 – в V- IX
классах. Устанавливается следующая продолжительность учебного года:
- V-IX классы – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный).
Учебный год делится на четверти (V -IX классы), являющиеся периодами, по итогам
которых выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ во V -IX
классах.
Устанавливаются следующие сроки школьных каникул:
5-9 классы
Учебный
период
Дата
Начало
Продолжительность
Окончание
Количество учебных недель
I четверть
01.09.2025
24.10.2024
8 недель
II четверть
05.11.2025
30.12.2025
8 недель
III четверть
12.01.2026
27.03.2026
11 недель
IV четверть
06.04.2026
26.05.2026
7 недель
Итого в учебном году
34
2.3. Продолжительность учебной недели
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана МОУ
«Средней школы № 8 имени Н.Г. Варламова», состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений, не превышает в совокупности
величину недельной образовательной нагрузки, установленную СП 2.4. 3648-20.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности
обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
гигиеническими нормативами СП 2.4. 3648-20.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
2.3.1. для обучающихся V-VI классов – не более 6 уроков;
2.3.2. для обучающихся VII-IX классов – не более 7 уроков
Максимальная недельная аудиторная нагрузка учащихся соответствует нормативным
требованиям СП 2.4. 3648-20 и составляет:
Классы
V
VI
VII
VIII
IX
Максимальная недельная
29
30
32
33
33
аудиторная нагрузка
2.4. Расписание звонков и перемен
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий
илизанятий дополнительного образования. Факультативные занятия планируются на дни с
наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных
(дополнительных) занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв
продолжительностью не менее 20 минут.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять
не менее 30 минут.
Расписание звонков и перемен
Расписание звонков 2-5, 8, 11 классы (вторник-пятница)
1 урок
08.20 - 09.00
2 урок
09.15 - 09.55
3 урок
10.10 - 10.50
4 урок
11.10 - 11.50
5 урок
12.10 - 12.50
6 урок
13.05 - 13.45
7 урок
13.55 - 14.35
Расписание звонков 2-5, 8, 11 классы (понедельник)
Разговоры о
важном
1 урок
2 урок
3 урок
4 урок
5 урок
6 урок
7 урок
08.20 - 08.55
09.10 - 09.45
10.00 - 10.35
10.55 - 11.30
11.50 - 12.25
12.40 - 13.15
13.25 – 14.00
14.10 – 14.45
Расписание звонков 6, 7, 10 классы (вторник-пятница)
1 урок
2 урок
3 урок
4 урок
5 урок
6 урок
7 урок
11.10 - 11.50
12.10 - 12.50
13.05 - 13.45
13.55 - 14.35
14.45 – 15.25
15.35 - 16.15
16.20 - 17.00
Расписание звонков 6, 7, 10 классы (понедельник)
Разговоры о важном
1 урок
2 урок
3 урок
4 урок
5 урок
6 урок
7 урок
10.55 - 11.30
11.50 - 12.25
12.40 - 13.15
13.25 – 14.00
14.10 – 14.45
14.55 – 15.30
15.40 – 16.15
16.25 – 17.00
2.5. Требования к объему домашних заданий
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты
времени наего выполнение не превышали (в астрономических часах):
в V классах — 2 часа, VI-VIII классах – 2,5 часа, в IX классах – 3,5 часа
3. Использование электронных средств обучения на уроках
Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные
средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты,
моноблоки, иные электронные средства обучения (далее — ЭСО) используются в
соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны
иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.
Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и
ноутбука — не менее 39,6 см, планшета — 26,6 см. Использование мониторов на основе
электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.
Кабинеты информатики и работа с ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам.
При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.
При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться во
время перемен.
Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие
физические упражнения (далее физкультминутки).
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной
информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися,
продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для учащихся 5
— 9-х классов — 15 минут.
Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для
интерактивной доски — для детей до 10 лет — 20 минут, старше 10 лет — 30 минут;
компьютера — для детей 5 — 9 классов — 30 минут.
При этом не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных
средств обучения (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и
планшет).
4. Деление классов на группы
В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с
Образовательной программой МОУ «Средней школы № 8 имени Н.Г. Варламова» при
проведении учебных занятий по предметам «Труд» в V - IX классах, «Иностранный язык
(английский язык)» в VIII - IX классах, «Информатика» в VII - IX классах осуществляется
деление на две группы (при наполняемости класса 25 и более человек).
5. Учебно-методическое обеспечение
Изучение учебных предметов федерального компонента организовано с использованием
входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства Просвещения РФ от
21.04.2024 г. № 119 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключѐнных учебников») и учебных пособий, выпущенных организациями,
входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №
699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего
образования»). Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями
определяется исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной
форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по
каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных
общеобразовательных программ; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной
форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на
каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую
участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных
программ.
6. Учебная нагрузка педагогических работников
Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по
учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в
соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». При
определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка,
предусмотренная образовательной программой МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г.
Варламова». Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной
деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая
нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в
рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного
педагогического работника.
7. Организация обучения по предмету «Труд»
Изучение учебного предмета «Труд» в V-IX классах построено по модульному принципу с
учетом интересов и склонностей обучающихся, возможностей МОУ «Средней школы № 8 имени
Н.Г. Варламова» и учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
Изучение учебного предмета «Труд» призвано обеспечивать активное использование знаний,
полученных при изучении других учебных предметов; формирование и развитие умений
выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений
о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса. Таким образом, при
изучении учебного предмета «Труд» значительная роль отводится методу проектной
деятельности, решению творческих задач, моделированию и конструированию, что позволяет
при модульном принципе сочетания направлений «Индустриальные технологии» и «Технологии
ведения дома» учитывать профиль образовательной организации. При изучении учебного
предмета «Труд» по модульному принципу количество часов, отведенных на изучение модулей и
(или) тем, определяется рабочей программой учителя. Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ учебного предмета «Труд» изучается в сочетании
следующих направлений: «Индустриальные технологии» («Труд. Технический труд»);
«Технологии ведения дома» («Труд. Обслуживающий труд»);
Каждое направление включает в себя базовые и инвариантные разделы. В связи с отсутствием
оборудования и соответствующих инструментов учебный процесс осуществляется по
модульному принципу с учетом корректировки тематического планирования в рабочей
программе учителя.
8. Формы промежуточной аттестации в основной школе на 2025-2026 учебный год
На основании Положения о проведении промежуточной аттестации учащихся и
осуществлении текущего контроля их успеваемости освоение образовательной программы, в том
числе отдельной части или всего объема учебного предмета образовательной программы,
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в V–IX классах по четвертям.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в следующих формах:
- письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий).
К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические,
контрольные, творческие работы; письменные отчѐты о наблюдениях; письменные ответы на
вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, ВПР;
• устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на
билеты, беседы, собеседования;
• комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
Содержание тестов, письменных контрольных работ (совокупность вопросов, заданий и т.д.)
формируется не менее чем в двух вариантах, зачетов, темы собеседования и вопросы
обобщающего характера, темы рефератов и другие формы аттестации разрабатываются
методическими объединениями школы и согласуется с Методическим Советом школы.
Материал для проведения аттестации утверждается директором школы.
Промежуточная годовая аттестация обучающихся V– IX классов по русскому языку,
математике и предметам по выбору осуществляется в форме ВПР. Результаты ВПР
оцениваются по пятибалльной шкале.
ВПР проводятся в сроки, установленные Рособнадзором.
В рамках промежуточной аттестации независимо от формы получения образования и формы
обучения, учащиеся имеют право на объективную оценку и основой этой оценки служат
федеральные государственные образовательные стандарты. Промежуточная аттестация
учащихся организуется и реализуется в соответствии с графиком, утвержденным приказом
директора школы и согласно ст. 58 «Закона об образовании в РФ» в следующих формах:
письменные контрольные работы, контрольные работы комбинированного типа, тестирование,
ВПР; в том числе с использованием контрольно- измерительных материалов (Положение о
формах, периодичности, порядке промежуточной аттестации), защита проектов и творческих
работ.
Предмет
вид работы
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
Русский язык
Вводная контрольная
работа
Промежуточный
мониторинг
(контрольная работа)
ВПР
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Апрель - май
Апрель - май
Апрель - май
Апрель - май
Вводная контрольная
работа
Промежуточный
мониторинг
(контрольная работа)
ВПР
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Апрель - май
Апрель - май
Апрель - май
Апрель - май
ВПР
Апрель - май
Апрель - май
Апрель - май
Апрель - май
Математика
пр
Предметы по выбору
9. Особенности учебного плана в соответствии с требованиями
ФОП ООО (V - IX классы)
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих
образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов
и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает
(при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования):
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
Обязательная часть основной образовательной программы: ООО – составляет 70%, а часть,
формируемая участниками образовательных отношений, – 30% от общего объема основной
образовательной программы, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано:
• на проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных обязательных
учебных предметов;
• на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся,
втом числе этнокультурные.
Обязательная часть учебного плана
ФГОС ООО устанавливает обязательные учебные предметы, в числе которых:
русский язык; литература; родной язык (язык народа Российской Федерации) и (или)
государственный язык республики Российской Федерации; родная литература
(литература на языке народа Российской Федерации); иностранный язык; второй
иностранный язык; история (история России, всеобщая история, история нашего края);
обществознание; география; математика (алгебра, геометрия, вероятность и статистика);
информатика; физика; биология; химия; изобразительное искусство; музыка; труд
(технология); основы безопасности и защиты Родины; физическая культура
С 2025/26 учебного года меняется формат изучения учебного предметов «История» и
«Обществознание» на уровне ООО. Учебный предмет «История» с 01.09.2025 включает в себя
учебные курсы «История России», «Всеобщая история» и «История нашего края», на которые
суммарно отводится по 3 часа в неделю в 6–7-х классах.
В 8-9-х классах на учебный предмет «История» отводится по 2 часа в неделю. В соответствии с
ФОП ООО в 2025/26 учебном году в 9-х классах в рамках учебного предмета «История»
реализуется учебный модуль «Введение в новейшую историю России» (приказ Минпросвещения от
18.05.2023 № 370). Модуль включен в программу, чтобы познакомить обучающихся с ключевыми
событиями новейшей истории России, предваряя систематическое изучение отечественной истории
XX - начала XXI в. в 10-11 классах. В учебном плане предусмотрено изучение модуля в составе
учебного предмета «История». Поэтому, количество часов на изучение курса «История России» в 9
классе увеличено на 17 учебных часов. В учебном плане изучение модуля предусмотрено по 0,5 час
в неделю.
Учебный предмет «Обществознание» в 6-7-х классах не изучается. В 2025/26 учебном году учебный
предмет «Обществознание» изучают обучающиеся 8–9-х классов по 1 часу в неделю.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, сформирована с учетом
мнения всех участников образовательных отношений через проведение анкетирования
обучающихся и их родителей:
Учебный курс «Основы смыслового чтения» в объѐме 34 часов во всех V классах по 1 часу в
неделю направлены на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с
учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических,
интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей,
личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условии для
умственного. нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Учебный курс по истории «История нашего края» В 9 классе на учебный предмет «История»
отводится по 2 часа в неделю. В соответствии с ФОП ООО в 2025/26 учебном году в 9-х классах
в рамках учебного предмета «История» реализуется учебный модуль «Введение в новейшую
историю России» (приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 370). Модуль включен в программу,
чтобы познакомить обучающихся с ключевыми событиями новейшей истории России, предваряя
систематическое изучение отечественной истории XX - начала XXI в. в 10-11 классах. В учебном
плане предусмотрено изучение модуля в составе учебного предмета «История». Поэтому,
количество часов на изучение курса «История России» в 9 классе увеличено на 17 учебных часов.
В учебном плане изучение модуля предусмотрено по 0,5 час в неделю.
Учебный курс «Комплексный анализ художественного текста» в VIII классах 1час в неделю и
в 9 классах по 0,5 часа направлен на более глубокое овладение рядом специальных понятий:
курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены
понятия и критерии теории художественной речи, научных методов филологического анализа
художественного текста и методики его комментирования, качественной подготовке к
прохождению ГИА -9.
Учебный курс «Психология общения» в объѐме 34 часов в VII классах по 1 часу в неделю. Цель
преподавания психологии в школе - это овладение каждым школьником элементарной
психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему
полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному
взаимодействию с миром. Данный учебный курс направлен на решение психологопедагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
-формирование общих представлений о психологии как науке;
-пробуждение интереса к другим людям и самому себе;
-развитие интеллектуальной сферы;
-развитие самосознания, эмоциональной сферы
Учебный курс «Финансовая грамотность» в V-VI классах — 0,5 часа, в VI-VIII классах 1 час в
неделю направлен на формирование активной жизненной позиции, развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Учебный курс «Исследовательская деятельность» в V-VI класса 0,5 часа в неделю направлен
на развитие у ученика умений и навыков научного поиска.
Учебный курс «Культура народов России» в VI классах — 1 час в неделю направлен на
формирование направлен на формирование у обучающихся уважения к многонациональной
культуре и традициям России, а также развитие умений диалога и взаимодействия с людьми
разных культур. Цель курса - воспитание патриотизма, осознанного нравственного поведения,
основанного на знании и понимании культурных ценностей
Организация предпрофильной подготовки в IX классе
Предпрофильная подготовка учащихся помогает учащимся определиться в выборе будущего
профиля обучения, направлении дальнейшего образования, а также созданию условий для
повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному
самоопределению в целом.
Профориентация и информационная работа в 9 – х классах ведется классными руководителями и
специалистами службы сопровождения в рамках внеурочной деятельности: классные часы, беседы,
экскурсии. Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической
поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах на
уровне среднего общего образования, учреждениях начального и среднего специального
образования.
Трудоемкость учебного плана основного общего образования
МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова»
5 класс
год
986
6 класс
неделя
29
год
неделя
102
0
30
7 класс
год
1088
8 класс
9 класс
Итого:
неделя
год
неделя
год
нед
еля
год
32
1122
33
1122
33
5338
Общая трудоемкость учебного плана основного общего образования составляет 5338
часов за 5 лет обучения (согласно требованиям ФГОС ООО)
ПРИНЯТО
на Совете школы
протокол № 1
от «28» августа 2025 г
Чемлыкова
Людмила
Владимировна
УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ
«Средняя школа № 8
Подписано цифровой
Н.Г. Варламова»
подписью: Чемлыкова
Людмила Владимировна
Дата: 2025.09.02 10:31:46
+03'00'
Л.В.Чемлыкова
приказ № 191 от «28» августа 2025г
Перечень учебных
предметов
Недельный (годовой) учебный план
основной образовательной программы
основного общего образования
МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова»
на 2025– 2026 учебный год
Классы/количество часов в неделю/в год
Учебные предметы
5АБВ
6АБВ
7АБВГ
8АБВ
4
3
2
3
2
3
Всего
9АБ
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Иностранный язык
Математика и
информатика
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
5
6
3
3
3
3
5
5
Искусство
Физическая культура и
13
3
15
3
3
3
9
Геометрия
2
2
2
6
Вероятность и
статистика
1
1
1
3
1
1
1
3
3
2
2
13
1
1
2
История
3
3
География
1
1
2
2
2
8
Физика
-
-
2
2
3
7
Химия
-
-
-
2
2
4
Биология
1
1
1
2
2
7
Музыка
1
1
1
1
-
4
1
1
1
-
3
2
2
2
1
1
8
2
2
2
2
2
10
Изобразительное
искусство
Технология
3
Алгебра
Обществознание
Естественно - научные
предметы
21
10
Информатика
Общественно-научные
предметы
3
Труд
Физическая культура
-
Основы безопасности
и защиты Родины
Основы безопасности
изащитыРодины
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений при пятидневной
учебной неделе
-
-
-
1
1
2
27
28
30
31
32
148
2
2
2
2
1
9
0,5
0,5
История
Культура народов
России
Основы смыслового
чтения и работа с
текстом
1
1
1
Финансовая
грамотность
0,5
0,5
Исследовательская
деятельность
0,5
0,5
1
1
Комплексный анализ
художественного
текста
1
Психология общения
Максимально допустимая недельная нагрузка
при пятидневной учебной неделе
3
1
0,5
1
29
30
32
1,5
1
33
33
8
Перечень учебных
предметов
Недельный (годовой) индивидуальный учебный план
основного общего образования
МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова»
на 2025– 2026 учебный год
(домашнее обучение)
Классы/количество часов в неделю/в год
Учебные предметы
5
6
7
8
1,5
2
Всего
9
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика и
информатика
2
2
Иностранный язык
Математика
1
1
0,5
0,5
1
1
1
1
2,5
2
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
Общественно-научные
предметы
История
Искусство
Физическая культура и
Основы безопасности
и защиты Родины
Итого
2
5
1
1
1
0,5
0,5
0,5
1,5
0,5
0,5
0,5
1,5
1
0,5
4,5
0,5
3,5
0,5
0,5
2
0,5
2,5
0,5
Физика
-
-
0,5
0,5
Химия
-
-
Биология
0,5
0,5
Музыка
0,25
Основы безопасности
изащитыРодины
1
1,5
0,5
Физическая культура
3,7
1,5
0,5
Труд
1
1,5
0,5
Изобразительное
искусство
Технология
1,2
9,5
4,5
Обществознание
География
Естественно - научные
предметы
2
0,5
1,5
0,5
0,5
1/34
0,5
0,5
0,5
2,5
0,2
0,2
0,2
-
0,9
0,25
0,2
0,2
-
0,7
0,2
0,2
0,1
0,2
0,1
0,8
0,2
0,1
0,1
0,2
-
-
-
0,2
9,6
9,6
9,6
10,8
-
0
,
1
0,8
0,2
0,4
10,6
50,2
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений при пятидневной
учебной неделе
2
1
2
2
История
Основы смыслового
чтения и работа с
текстом
2
9
0,1
0,2
0,2
Культура народов
России
0,2
0,1
Финансовая
грамотность
0,1
0,1
Исследовательская
деятельность
0,1
0,1
0,2
0,2
Комплексный анализ
художественного
текста
0,1
Психология общения
0,5
0,1
0,1
0,3
0,2
0,2
ИТОГО
10
10
10
11
11
52
Самостоятельная
работа обучающегося
19
20
22
22
22
105
33
33
148
Максимально допустимая недельная нагрузка
при пятидневной учебной неделе
Перечень учебных
предметов
29
30
32
Недельный (годовой) индивидуальный учебный план
основного общего образования
МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова»
на 2025– 2026 учебный год
(домашнее обучение для детей - инвалидов)
Классы/количество часов в неделю/в год
Учебные предметы
5
6
7
8
2
2
Всего
9
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Русский язык
3
3
2,5
12,5
Литература
Иностранный язык
Математика и
информатика
Иностранный язык
Математика
1
1
1
1
1
1
1
1
3,5
3
2
2
2
6
Геометрия
1
1
1
3
0,5
0,5
0,5
1,5
0,5
0,5
0,5
1,5
1
1
1
5,7
0,5
0,5
1
0,5
2,5
История
География
Искусство
1,2
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Физика
-
-
0,6
0,5
Химия
-
-
Биология
0,5
0,5
Музыка
0,2
0,2
0,25
0,2
0,2
0,25
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
1
0,2
0,2
0,4
12,5
12,6
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура и
Основы безопасности
жизнедеятельности
5
Алгебра
Обществознание
Естественно - научные
предметы
1
5
6,5
Вероятность и
статистика
Информатика
Общественно-научные
предметы
1
Труд
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности
Итого
-
11,5
-
0,5
-
11,3
11,5
0,5
1,6
0,7
0,5
1,2
0,5
0,5
2,5
0,2
-
0,85
-
0,7
0,2
1
-
59,9
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений при пятидневной
учебной неделе
2
История
Основы смыслового
чтения и работа с
текстом
0,25
1
2
2
2
9
0,2
0,2
0,25
Финансовая
грамотность
0,13
Культура народов
России
Исследовательская
деятельность
0,12
0,2
0,25
0,83
0,25
0,3
0,3
0,2
0,13
Комплексный анализ
художественного
текста
0,25
Психология общения
0,2
0,45
0,25
0,25
ИТОГО
12
12
12
13
13
62
Самостоятельная
работа обучающегося
17
18
20
20
20
95
33
33
155
Максимально допустимая недельная нагрузка
при пятидневной учебной неделе
29
30
32
Организация обучения по основным общеобразовательным программам с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
в очно-заочной или заочной формах обучения
Организация обучения по основным общеобразовательным программами (далее образовательная программа) по очно-заочной, заочной формам обучения, в том числе с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,
осуществляется на основании нормативных документов п. 1.1., а также:
- Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816.
Обучение в МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова» с учетом
потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий
педагогического работника с обучающимися может осуществляться в очной, очно-заочной или
заочной формах на всех уровнях обучения, в том числе с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий в МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г.
Варламова» созданы условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы,
электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и
обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме
независимо от места нахождения обучающихся.
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г.
Варламова»:
- оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в
форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с
использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
- определяет соотношение объема учебных занятий, проводимых путем непосредственного
взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Количество обучающихся в классе по очно-заочной форме составляет 25 человек, при
реализации адаптированных образовательных программ - не более 15 человек.
Образовательный процесс для заочных групп может быть организован в течение всего учебного
года.
При организации образовательного процесса для заочной группы в течение всего
учебного года указанные в учебном плане учебные часы равномерно распределяются на 2-3
учебных дня в неделю с учетом санитарно-эпидемиологических правил и норм.
На период прохождения промежуточной аттестации объем учебных часов, предусмотренных на
учебный год, не изменяется. Количество промежуточных аттестацией определяется МОУ
«Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова» в соответствии «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся и обучающихся с ОВЗ в МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 8 имени Н.Г. Варламова».
При организации обучения по очно-заочной и заочной формам обучающихся на дому по
медицинским показаниям учебная деятельность осуществляется в соответствии с «Положением
об организации индивидуального обучения на дому обучающихся, обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья,
инвалидностью
в
МОУ
«Средняя
общеобразовательная школа № 8 имени Н.Г. Варламова»».
Основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего
общего образования реализуются МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова» через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность обучающихся по очно-заочной и заочной формам
организуется в заявительном порядке на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений.
Объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей
составляет:
- при получении начального общего образования - до 1350 часов за четыре года обучения;
- при получении основного общего образования - до 1750 часов за пять лет обучения, в год - не
более 350 часов;
- при получении среднего общего образования - до 700 часов за два года обучения, в год не более
350 часов;
Учебный план для обучающихся по очно-заочной и (или) заочной формам должен
быть основан на требованиях ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего
образования и соответствовать учебному плану МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г.
Варламова».
Уменьшать количество обязательных учебных предметов запрещено.
Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется
МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова» самостоятельно.
Если учебный предмет изучается в рамках самостоятельной работы обучающихся, в годовом
учебном плане необходимо предусмотреть часы для проведения промежуточной и(или) итоговой
аттестации таких обучающихся, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и обучающихся
с ОВЗ в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Н.Г. Варламова».
При организации обучения по очно-заочной и заочной формам обучающихся на дому по
медицинским показаниям учебная деятельность осуществляется в соответствии с «Положением
об организации индивидуального обучения на дому обучающихся, обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья,
инвалидностью
в
МОУ
«Средняя
общеобразовательная школа № 8 имени Н.Г. Варламова»».
Основные образовательные программы начального общего, основного общего и
среднего общего образования реализуются МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова»
через организацию урочной и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность обучающихся по очно-заочной и заочной формам
организуется в заявительном порядке на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений.
Объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей
составляет:
- при получении начального общего образования - до 1350 часов за четыре года
обучения;
- при получении основного общего образования - до 1750 часов за пять лет обучения, в
год - не более 350 часов;
- при получении среднего общего образования - до 700 часов за два года обучения, в
год не более 350 часов;
Учебный план для обучающихся по очно-заочной и (или) заочной формам должен быть основан
на требованиях ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования и
соответствовать учебному плану МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова».
Уменьшать количество обязательных учебных предметов запрещено.
Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется
МОУ «Средняя школа № 8 имени Н.Г. Варламова» самостоятельно.
Если учебный предмет изучается в рамках самостоятельной работы обучающихся, в годовом
учебном плане необходимо предусмотреть часы для проведения промежуточной и(или) итоговой
аттестации
таких
обучающихся.
Годовая учебная нагрузка обучающихся на уровне основного общего образования (очно-заочная форма обучения):
Перечень
учебных
предметов
классы
Виды учебной
нагрузки
Учебные
предметы
5 класс
Обща
я
учебн
ая
нагру
зка
6 класс
Аудит
орная
нагру
зка
Часы
самос
тояте
льной
работ
ы
135
35
Обща
я
учебн
ая
нагру
зка
7 класс
Аудит
орная
нагру
зка
Часы
самосто
ятельно
й
работы
162
42
Обща
я
учебн
ая
нагру
зка
Аудит
орная
нагру
зка
136
108
8 класс
9 класс
Всего
Часы
самос
тояте
льной
работ
ы
Обща
я
учебн
ая
нагру
зка
Аудит
орная
нагру
зка
Часы
самос
тояте
льной
работ
ы
Обща
я
учебн
ая
нагру
зка
Ауд
ито
рная
нагр
узка
Часы
самосто
ятельно
й
работы
Всего
Всего
28
102
81
21
102
81
21
714
348
366
442
354
88
аудит
орная
нагру
зка
Всего
часы
самостоят
ельной
работы
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Русский
язык
170
литература
102
81
21
102
81
21
68
54
14
68
54
14
102
81
21
Иностранный
язык
Иностранны
й язык
102
81
21
102
81
21
102
81
21
102
81
21
102
81
21
510
250
260
Математика и
информатика
Математика
и
170
135
35
170
135
35
170
135
35
170
135
35
170
135
35
850
680
170
0
0
0
0
27
7
34
27
7
34
27
7
102
51
51
54
14
68
54
14
68
54
14
68
54
14
102
81
21
374
182
192
0
0
0
0
0
0
0
0
34
27
7
34
27
7
68
68
27
7
34
27
7
68
54
14
68
54
14
68
54
14
133
139
информатик
а
Общественнонаучные
предметы
История
0
68
Обществозна
ние
География
0
34
204
0
34
136
272
Естественно научные
предметы
Искусство
Физика
0
0
0
0
0
0
Химия
0
0
0
0
0
0
Биология
34
27
7
34
27
7
Музыка
34
27
7
34
27
34
27
7
34
68
54
14
Физическая
культура
68
54
14
Основы
безопасности
и
защиты
Родины
0
0
0
68
54
14
68
54
14
102
81
21
238
116
122
0
0
68
54
14
68
54
14
136
68
68
34
27
7
68
54
14
68
54
14
238
116
122
7
34
27
7
34
27
7
0
0
0
136
68
68
27
7
34
27
7
0
0
0
0
0
0
102
51
51
68
54
14
68
54
14
34
27
7
0
0
0
238
116
122
68
54
14
68
54
14
68
54
14
68
54
14
340
166
174
0
0
0
34
27
7
34
27
7
34
34
0
Изобразитель
ное
искусство
Технология
Физическая
культура и
Основы
безопасности
и защиты
Родины
Итого:
Труд
0
884
0
0
952
68
986
1020
1054
4896
Годовая учебная нагрузка обучающихся на уровне основного общего образования (заочная форма обучения):
Предметная
область
классы
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Всего
Виды учебной
нагрузки
Учебные
предметы
Общая
учебная
нагрузка
Аудит
орная
нагру
зка
Часы
самос
тояте
льной
работ
ы
Обща
я
учебн
ая
нагру
зка
Аудит
орная
нагру
зка
Часы
самосто
ятельно
й
работы
Обща
я
учебн
ая
нагру
зка
Аудит
орная
нагру
зка
Часы
самос
тояте
льной
работ
ы
Обща
я
учебн
ая
нагру
зка
Аудит
орная
нагру
зка
Часы
самос
тояте
льной
работ
ы
Обща
я
учебн
ая
нагру
зка
Ауд
ито
рная
нагр
узка
Часы
самосто
ятельно
й
работы
Всего
Всего
Русский язык
170
135
35
204
162
42
136
108
28
102
81
21
102
81
21
714
348
366
литература
102
81
21
102
81
21
68
54
14
68
54
14
102
81
21
442
354
88
Иностранный
язык
Иностранный
язык
102
81
21
102
81
21
102
81
21
102
81
21
102
81
21
510
250
260
Математика и
информатика
Математика
и
170
135
35
170
135
35
170
135
35
170
135
35
170
135
35
850
680
170
0
0
0
0
34
27
7
34
27
7
34
27
7
102
51
51
54
14
68
54
14
68
54
14
68
54
14
102
81
21
374
182
192
0
0
0
0
0
0
0
0
34
27
7
34
27
7
68
68
аудит
орная
нагру
зка
Вс
его
час
ы
са
м
ост
оят
ель
но
й
раб
от
ы
Обязательная часть
Русский язык и
литература
информатика
Общественнонаучные
предметы
Естественно -
История
0
68
Обществознан
ие
0
0
136
География
34
27
7
34
27
7
68
54
14
68
54
14
68
54
14
272
133
139
Физика
0
0
0
0
0
0
68
54
14
68
54
14
102
81
21
238
116
122
научные
предметы
Искусство
Химия
0
0
0
0
0
0
Биология
34
27
7
34
27
7
Музыка
34
27
7
34
27
34
27
7
34
68
54
14
Физическая
культура
68
54
14
Основы
безопасности
и
защиты
Родины
0
0
0
0
0
68
54
14
68
54
14
136
68
68
34
27
7
68
54
14
68
54
14
238
116
122
7
34
27
7
34
27
7
0
0
0
136
68
68
27
7
34
27
7
0
0
0
0
0
0
102
51
51
68
54
14
68
54
14
34
27
7
0
0
0
238
116
122
68
54
14
68
54
14
68
54
14
68
54
14
340
166
174
0
0
0
34
27
7
34
27
7
34
34
0
Изобразитель
ное искусство
Технология
Физическая
культура и
Основы
безопасности
и защиты
Родины
Итого:
Труд
0
884
0
0
952
68
986
1020
1054
4896