Антикоррупционная экспертиза
03.12.2024
01.09.2025
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ
ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Антикоррупционная
экспертиза в современном российском государстве является обязательной
процедурой, которая способствует пресечению различных злоупотреблений и
коррупции, повышению качества нормативно-правового регулирования, обеспечению
законности и правопорядка, верховенства права и защиты частных и публичных
интересов.
Понятие
антикоррупционной экспертизы
Антикоррупционная
экспертиза представляет собой деятельность уполномоченных субъектов по проверке
нормативных предписаний действующего законодательства РФ и проектов нормативных
правовых актов с целью выявления и устранения коррупциогенных факторов,
обеспечения законности и правопорядка. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального
закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Закон N
172-ФЗ) проведение экспертизы является обязательным, поэтому при уклонении
соответствующего государственного или муниципального органа от такой экспертизы
с заявлением в суд о признании незаконным бездействия и возложении обязанности
ее провести может обратиться прокурор.
Основания и порядок ее
проведения предусмотрены Законом N 172-ФЗ. Экспертизе подлежат как проекты
нормативных правовых актов, так и сами нормативные правовые акты (ч. 1 ст. 1
Закона N 172-ФЗ).
Основания проведения
антикоррупционной экспертизы
Основаниями для ее
проведения являются поступление обращений в прокуратуру, поступление проекта
нормативного правового акта на регистрацию, подготовка локальных актов в
организациях. Экспертизу нормативных правовых актов тех органов и организаций,
которые были упразднены или реорганизованы, проводят их правопреемники, которым
были переданы соответствующие полномочия.
Институты гражданского
общества и граждане проводят экспертизу в порядке и сроки, которые определяют
самостоятельно по своему усмотрению. В случае если в процессе проведения
экспертизы возникшие разногласия не были разрешены, они могут быть переданы на
рассмотрение суда.
Экспертизу по своей
инициативе могут также проводить институты гражданского общества и граждане РФ
(с соблюдением ограничений, установленных ч. 1.1 ст. 5 Закона N 172-ФЗ), однако
их заключения носят всего лишь рекомендательный характер (ст. ст. 4 - 5 Закона
N 172-ФЗ).
Коррупциогенные факторы
В данном качестве выступают положения нормативных правовых актов и их проектов в том случае, если они устанавливают для правоприменителей широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (ст. 1 Закона N 172-ФЗ). В такой ситуации закладывается риск возникновения коррупции, который должен быть исключен путем проведения экспертизы. Коррупциогенными факторами также являются нормативные положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.